«Особенности осуществления процедур банкротства страховых организаций»

«Особенности установления требований кредиторов в деле о банкротстве финансовой организации»

В целях участия в деле о банкротстве финансовой организации кредиторы вправе заявить свои требования к финансовой организации [п. 1 ст. 183.26]:

1) в ходе наблюдения в течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения;

2) в ходе конкурсного производства в течение 2-ух месяцев с даты опубликования сведений о признании финансовой организации банкротом. Требования кредиторов, направляются [п. 1 ст. 183.26]: •в арбитражный суд, •в финансовую организацию и •арбитражному управляющему (с приложением документов, подтверждающих обоснованность требований).

Арбитражный управляющий включает поступившие требования в реестр заявленных требований кредиторов, который ведется в порядке, установленном ст. 16 Федерального закона № 127-ФЗ (более 500 кредиторов – реестродержатель, вкл. В реестр – только по решению суда и т.д.), с учетом особенностей, установленных для Фин. Орг.

Арбитражный управляющий не вправе отказать во включении поступивших требований в реестр заявленных требований кредиторов. Реестр заявленных требований кредиторов подлежит закрытию по истечении 30 дней при наблюдении и 2-х месяцев при конкурсном производстве.

Арбитражный управляющий обязан обеспечить [п. 1 ст. 183.26]:

- финансовой организации,

- представителю учредителей Фин. Орг.,

- СРО Фин. Орг., членом которой является Фин. Орг.,

- кредиторам, предъявившим требования к должнику,

- иным лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомления с реестром заявленных требований кредиторов.

Возражения относительно требований кредиторов, включенных в этот реестр заявленных требований кредиторов, могут быть предъявлены в арбитражный суд: - финансовой организацией, - временным управляющим или конкурсным управляющим, - представителем учредителей (участников) финансовой организации, - СРО Фин. Орг., членом которой является Фин. Орг., - а также кредиторами, предъявившими требования к Фин. Орг.. Такие возражения предъявляются в течение 30 дней с даты закрытия реестра заявленных требований кредиторов.

Требования кредиторов, относительно которых поступили возражения, рассматриваются судьей арбитражного суда в течение месяца.

По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда указываются размер требований и очередность их удовлетворения.

Требования кредиторов относительно которых не поступили возражения, признаются установленными в составе, размере и очередности, которые заявлены кредитором, и подлежат включению арбитражным управляющим в реестр требований кредиторов после закрытия реестра заявленных требований кредиторов

Для целей определения количества голосов, принадлежащих конкурсным кредиторам и уполномоченным органам на собрании кредиторов, учитываются требования, включенные в реестр требований кредиторов.

При рассмотрении дела о банкротстве финансовой организации предусмотренные настоящим Федеральным законом финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются [п. 1 ст. 183.17].

2 В случае возбуждения дела о банкротстве Фин. Орг., по заявлению временной администрации в связи с невозможностью восстановления платежеспособности Фин. орг., предусмотренная законом процедура «Наблюдение» не применяется.

«Основания для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации»

В ст. 184.1. закона № 127-ФЗ освещены дополнительные основания для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации.

Прежде всего

Под отказом в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам, предусмотренным п.п.1 п.1 ст. 183.2 закона № 127-ФЗ (неоднократный отказ в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов в течение 10-ти рабочих дней со дня возникновения обязанности), для страховых организаций понимается [п.1. ст.184.1]:

1) неисполнение или ненадлежащее исполнение в срок, установленный законом или договором страхования, обязанности по осуществлению страховой выплаты либо неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности, установленной вступившим в законную силу судебным актом;

2) неисполнение или ненадлежащее исполнение иного требования кредиторов по денежным обязательствам..

Дополнительными основаниями для применения мер по предупреждению банкротства Стр.Орг. являются [п.3. ст.184.1]:

1) неоднократное нарушение в течение 12-ти месяцев с даты выявления 1-го нарушения нормативного соотношения собственных средств Стр.Орг. и принятых обязательств, установленного контрольным органом; (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

2) неоднократное нарушение в течение 12-ти месяцев с даты выявления 1-го нарушения установленных контрольным органом требований к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств страховой организации;

Дополнительными основаниями для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации являются и [п.3. ст.184.1]:

3) отзыв лицензии на осуществление страховой деят-ти;

4) приостановление действия лицензии на осуществление страховой деятельности;

5) ограничение действия лицензии на осуществление страховой деятельности по обязательным видам страхования.

В случае, если Стр.Орг. осуществляет вид страхования, связанный с деятельностью профессионального объединения страховщиков или иной организации, на которые в соответствии с федеральным законом возложена обязанность осуществления компенсационных выплат по данному виду страхования, в том числе вследствие: -проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве страховой организации, или -отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, руководитель Стр.Орг. также обязан направить уведомление в такое профессиональное объединение в течение 7 рабочих дней с даты возникновения оснований для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации

При применении мер по предупреждению банкротства Стр.Орг., при проведении процедур банкротства страховой организации, профессиональные объединения имеют права и несут обязанности, предусмотренные законом № 127-ФЗ для СРО финансовых организаций.

В случае приостановления или ограничения действия лицензии на осуществление страховой деятельности по обязательным видам страхования контрольный орган назначает временную администрацию Стр.Орг.

Контрольный орган вправе назначить временную администрацию Стр.Орг. по следующим основаниям:

1) приостановление действия или отзыв лицензии на осуществление страховой деятельности в связи с осуществлением Стр.Орг. деятельности, запрещенной законодательством РФ;

2) недостаточность денежных средств для своевременного исполнения денежных обязательств;

3) при отсутствии уведомления Стр.Орг. контрольного органа о наличии соответствующих нарушений с приложением плана восстановления платежеспособности;

4) возбуждение производства по делу о банкротстве страховой организации.

Назначение временной администрации Стр.Орг. является обязательным в случаях:

1) отзыва или приостановления действия лицензии в связи с несоблюдением Стр.Орг. порядка и условий формирования, размещения или инвестирования средств страховых резервов и собственных средств (капитала) и (или) нормативного соотношения активов и принятых обязательств и иных установленных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспос- ности;

2) вынесения арбитражным судом определения о признании требований заявителя обоснованными.

Руководителем временной администрации Стр.Орг. назначается служащий контрольного органа. Руководитель временной администрации Стр.Орг. в случае приостановления полномочий исполнительных органов Стр.Орг. осуществляет деятельность от имени страховой организации без доверенности.

Состав временной администрации Стр.Орг. определяется приказом контрольного органа, включаемым контрольным органом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия указанного акта. Руководитель временной администрации Стр.Орг. распределяет обязанности между членами временной администрации Стр.Орг. и несет ответственность за ее деятельность.

В состав временной администрации Стр.Орг. включаются:

1) служащие контрольного органа;

2) работники Агентства по согласованию с Агентством;

3) представители профессионального объединения, членом которого является Стр.Орг. , по согласованию с таким профессиональным объединением;

4) представители СРО, членом которой является страховая организация, по согласованию с такой СРО. При этом контрольный орган до утверждения состава временной администрации вправе направить информацию о кандидатурах служащих контрольного органа в СРО АУ, предлагающую кандидатуру руководителя временной администрации [п.9. ст.184.1].

(Порядок Утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 23 июня 2011 г. N 284 – ЦБ ежеквартально размещает заявки для СРО АУ, которые их удовлетворяют).

Предусмотренное ст. 183.6 закона № 127-ФЗ вознаграждение членам временной администрации Стр.Орг., являющимся служащими контрольного органа, работниками Агентства, не выплачивается.

 «Анализ финансового состояния страховой организации»

При проведении временной администрацией Стр.Орг. анализа финансового состояния Стр.Орг. положения статьи 183.13 закона № 127-ФЗ (Заключение о финансовом состоянии должно содержать указание на причины возникновения оснований для предупреждения банкротства, выводы о возможности или невозможности. Временная администрация представляет в контрольный орган план восстановления платежеспособности. В случае, если по итогам анализа финансового состояния финансовой организации временная администрация приходит к выводу о невозможности восстановления платежеспособности, в заключении о финансовом состоянии финансовой организации указывается на целесообразность подачи заявления…) не применяются [п.1. ст.184.1-1]. 2

Временная администрация страховой организации проводит АФС Стр.Орг. и составляет заключение по итогам проведенного анализа не позднее 45-ти рабочих дней с даты ее назначения. Требования к порядку проведения анализа финансового состояния страховой организации и форме заключения о ее финансовом состоянии устанавливаются контрольным органом (Федеральная служба страхового надзора (ФССН)) .

Заключение о финансовом состоянии страховой организации .(за исключением случаев, если заключение составлено после отзыва у Стр.Орг. лицензии), должно содержать в т.ч. [п.3. ст.184.1-1]:

1) указание на причины возникновения оснований для принятия мер по предупреждению банкротства;

2) результат анализа страхового портфеля с учетом деятельности Стр.Орг. по перестрахованию и объема принятых Стр.Орг. обязательств по договорам страхования;

3) выводы о возможности или невозможности передачи страхового портфеля;

4) выводы о возможности или невозможности восстановления платежеспособности Стр.Орг.

При наличии в заключении о финансовом состоянии Стр.Орг. вывода о возможности восстановления платежеспособности временная администрация в срок не более чем 12 рабочих дней с даты составления заключения о финансовом состоянии Стр.Орг. составляет План восстановления ее платежеспособности. В случае наличия в заключении о финансовом состоянии Стр.Орг. вывода о возможности передачи страхового портфеля, (в т.ч. по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат), временная администрация организует передачу страхового портфеля в порядке, установленном контрольным органом (ФССН) [п.5. ст.184.1-1].

В случае, если по итогам анализа финансового состояния Стр.Орг. временная администрация приходит к выводу о невозможности восстановления ее платежеспособности, в течение 5-ти рабочих дней с даты составления заключения о финансовом состоянии Стр.Орг., тогда [п.6. ст.184.1-1] временная администрация Стр.Орг. обращается в арбитражный суд с заявлением о признании Стр.Орг. банкротом Временная администрация Стр.Орг., обеспечивает руководителю Стр.Орг., возможность ознакомления с заключением о финансовом состоянии Стр.Орг. [п.7. ст.184.1-1].