«Особенности банкротства финансовых организаций. Временная администрация»

Под финансовыми организациями понимаются (§ 4, ст. 180):

1) кредитные организации;

2) страховые организации;

3) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

6) клиринговые организации;

7) организаторы торговли;

8) кредитные потребительские кооперативы;

9) микрофинансовые организации. (пп. 9 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)ФЗ)

Но, к отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций (банков), положения параграфа § 4 не применяются.

Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, регулируются параграфом § 4.1. закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ)ФЗ.

Контрольные функции в отношении финансовых организаций осуществляются Банком России (п.4 ст. 180). Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (с 21.12. 2016 г. «Агентство») исполняет полномочия ликвидатора финансовых организаций, а также конкурсного управляющего при несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций.

Мерами по предупреждению банкротства финансовой организации являются [ст. 183.1]:

1) оказание финансовой помощи финансовой организации ее учредителями и иными лицами;

2) изменение структуры активов и структуры пассивов финансовой организации;

3) увеличение размера уставного капитала финансовой организации и величины ее средств (капитала);

4) реорганизация финансовой организации; 5) иные не запрещенные законодательством РФ меры.

В случае возникновения оснований для применения мер по предупреждению банкротства финансовой организации она обязана утвердить и направить в контрольный орган (ЦБ) план восстановления ее платежеспособности [п. 2 ст. 183.1].

План восстановления платежеспособности финансовой организации должен содержать [п. 3 ст. 183.1]:

1.Анализ финансового состояния финансовой организации,

2.Перечень мер по предупреждению ее банкротства и сроки их применения, которые не могут превышать 6 месяцев.

К плану восстановления платежеспособности финансовой организации должны быть приложены документы, подтверждающие реальность исполнения предусмотренных планом мер по предупреждению банкротства.

Контроль за исполнением плана восстановления платежеспособности финансовой организации осуществляется ЦБ в установленном им порядке [п. 3 ст. 183.1].

«Основания для применения и содержание мер по предупреждению банкротства финансовой организации»

Основаниями для применения мер по предупреждению банкротства финансовой организации являются [п. 1 ст. 183.2]:

1)неоднократный отказ в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам. (Под таким отказом понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение требований кредиторов по денежным обязательствам в течение 10 раб. дней);

2) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок свыше 10-ти рабочих дней со дня наступления даты ее исполнения;

3) недостаточность денежных средств для своевременного исполнения денежных обязательств, если срок исполнения таких обязательств наступил.

В случае возникновения оснований для применении мер по предупреждению банкротства финансовая организация в течение 15 дней обязана направить в контрольный орган уведомление об этом с приложением плана восстановления ее платежеспособности (если при этом отсутствуют признаки банкротства финансовой организации).

В течение 30-ти рабочих дней с даты получения плана восстановления платежеспособности по результатам его анализа ЦБ принимает решение [п. 3 ст. 183.2]: -о назначении Временной администрации финансовой организации или

-о нецелесообразности такого назначения.

- о проведении выездной проверки деятельности финансовой организации (max срок выездной проверки деятельности фин. орг. - 30-ти рабочих дней).

В случае выявления признаков банкротства финансовой организации [п. 5 ст. 183.2]:

1)по результатам анализа плана восстановления ее платежеспособности или

2)по итогам выездной проверки деятельности финансовой организации (в случае ее проведения) ЦБ подает заявление о признании финансовой организации банкротом в порядке, установленном законом № 127-ФЗ)ФЗ

Мерами по предупреждению банкротства финансовой организации могут быть[ ст. 183.1]:

1) оказание финансовой помощи финансовой организации ее учредителями и иными лицами;

2) изменение структуры активов и структуры пассивов финансовой организации;

3) увеличение размера уставного капитала финансовой организации и величины ее средств (капитала);

4) реорганизация финансовой организации;

5) иные не запрещенные законодательством РФ меры.

Мера № 1 по «Оказанию финансовой помощи финансовой организации ее учредителями и иными лицами организации» может осуществляться при:

1)наличии возможности осуществлять финансовую помощь;

2)наличии желания осуществлять финансовую помощь;

Мера № 2 по «Изменению структуры активов финансовой организации» может предусматривать:

1) приведение структуры активов в соответствие со сроками обязательств в целях обеспечения их исполнения;

2) сокращение расходов финансовой организации, в том числе на обслуживание ее долга, и расходов на управление;

3) продажу или передачу активов финансовой организации, не приносящих дохода;

3) продажу или передачу активов финансовой организации, если их продажа или передача не будет препятствовать выполнению лицензионных требований, требований к платежеспособности финансовой организации;

Мера № 3 по «Изменению структуры пассивов финансовой организации» может предусматривать:

1) увеличение размера собственных средств (капитала) финансовой организации;

2) снижение размера и (или) удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов финансовой организации;

3) увеличение удельного веса среднесрочных и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов финансовой организации;

4) иные меры по изменению структуры пассивов финансовой организации.

Мера № 4 по «Изменению организационной структуры финансовой организации» может осуществляться [ст. 183.4]:

1) путем изменения состава и численности работников финансовой организации;

2) путем изменения структуры (в т.ч. путем прекращения деятельности структурных подразделений, филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения);

3) либо другими способами, обеспечивающими устранение причин, вызвавших необходимость восстановления платежеспособности финансовой организации (ЗП, накл. Р.).

«Назначение временной администрации»

 Контрольный орган назначает временную администрацию финансовой организации, если [ст. 183.5]:

1) контрольным органом выявлены факты ([п. 1 ст. 183.2] неоднократный отказ в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов, задержки в уплате налогов свыше 10-ти дней, недостаточность денежных средств для своевременного исполнения денежных обязательств), при отсутствии уведомления Фин.Орг. контрольного органа о наличии таких фактов;

2) контрольным органом в ходе выездной проверки или по результатам анализа плана восстановления платежеспособности Фин.Орг. принято решение о назначении временной администрации Фин.Орг. для реализации плана восстановления ее платежеспособности или контроля за его реализацией;

3) Фин.Орг. не исполняет или ненадлежащим образом исполняет план восстановления ее платежеспособности.

Назначение временной администрации Фин.Орг. по вышеперечисленным основаниям, является обязательным. Решение контрольного органа о назначении временной администрации Фин.Орг. подлежит опубликованию в СМИ и размещению на официальном сайте в сети "Интернет» .

Решение контрольного органа о назначении временной администрации, опубликованнное в СМИ и на сайте должно содержать:

1) наименование Фин.Орг., ее адрес и идентифицирующие ее сведения (ОГРН, ИНН);

2) наименование контрольного органа, принявшего решение о назначении временной администрации, дату принятия решения и срок, на который эта Временная администраицийция назначена;

3) основания назначения временной администрации;

4) сведения об ограничении или о приостановлении полномочий исполнительных органов Фин.Орг.;

5) Ф.И.О. руководителя временной администрации и адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование СРО, членом которой является руководитель временной администрации , и ее адрес

 Решение контрольного органа о назначении временной администрации может быть обжаловано в суде, но факт обжалования не приостанавливает деятельность временной администрации финансовой организации.

«Цели назначения и состав временной администрации финансовой организации»

Под временной администрацией понимается специальный временный орган управления финансовой организации, назначенный контрольным органом [ст. 183.6].

Целями назначения временной администрации являются восстановление платежеспособности Фин.Орг. и обеспечение сохранности ее имущества [п. 2 ст. 183.6]. Задачами временной администрации являются [п. 3 ст. 183.6]:

1) применение мер по предупреждению банкротства и контроль за применением таких мер;

2) устранение оснований приостановления или ограничения действия лицензии финансовой организации.

4 Состав временной администрации, порядок и основания изменения ее состава утверждаются контрольным органом в установленном им порядке.

Состав временной администрации, порядок и основания изменения ее состава утверждаются контрольным органом. В состав временной администрации входят руководитель временной администрации и ее члены [п. 5 ст. 183.6].

Руководителем временной администрации утверждается арбитражный управляющий, соответствующий требованиям, установленным ст. 183.25 закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ)ФЗ (должен сдать дополнительный экзамен).

Выбор кандидатуры руководителя временной администрации и ее членов осуществляется контрольным органом в установленном им порядке.

Руководитель временной администрации распределяет обязанности между членами временной администрации.

Руководитель временной администрации в течение 3-х рабочих дней с даты его назначения обязан заключить договор страхования ответственности на условиях, предусмотренных ст. 24.1 закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ)ФЗ. (1. Договор обязательного страхования ответственности АУ за причинение убытков должен быть заключен со страховой организацией, аккредитованной СРОАУ, на срок не менее чем год мин. на 3 млн. руб. 2 Договор дополнительно страхования. Размер страховой суммы по указанному договору определяется в зависимости от балансовой стоимости активов должника).

В состав временной администрации вправе входить представители СРО, членом которой является финансовая организация, по представлению соответствующей СРО. Членом временной администрации не может быть назначено лицо [п. 7 ст. 183.6]:

1) имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления;

2) осуществлявшее функции единоличного исполнительного органа или входившее в состав коллегиального исполнительного органа в момент совершения этой Фин.Орг. нарушения, за которое у нее были отозваны или аннулированы лицензии, если с даты такого отзыва или аннулирования прошло менее чем 3-ФЗ)и года;

3) в отношении которого не истек срок дисквалификации;

4) являющееся заинтересованным лицом по отношению к Фин.Орг.;

5) являющееся служащим контрольного органа, за исключением случая назначения временной администрации в негосударственный пенсионный фонд, страховую организацию.

Возмещение расходов временной администрации, связанных с ее деятельностью, в т.ч. выплата вознаграждения руководителю и членам временной администрации, осуществляется за счет средств финансовой организации. Перечень и лимит таких расходов, в т. ч.:

-порядок определения размера и

-порядок выплаты вознаграждения руководителю и членам временной администрации, определяются регулирующим органом.

В случае возбуждения дела о банкротстве финансовой организации требования о выплате вознаграждения членам временной администрации, а также о возмещении расходов временной администрации удовлетворяются в составе требований кредиторов по текущим платежам 3-й очереди.

Руководитель временной администрации несет ответственность перед финансовой организацией и ее кредиторами за причинение убытков в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на временную администрацию обязанностей.

Контрольный орган вправе направить в финансовую организацию своих представителей в целях осуществления контроля за деятельностью Фин.Орг. и временной администрации [п. 11 ст. 183.6].

Представители контрольного органа назначаются решением указанного органа из числа его служащих. Представители контрольного органа имеют право:

-принимать участие в общих собраниях учредителей без права голоса,

-получать информацию о деятельности временной администрации,

-знакомиться с любыми документами финансовой организации.

«Функции временной администрации и последствия ее назначения»

Временная администрация вправе [п. 1 ст. 183.7]:

1) давать обязательные для исполнения распоряжения работникам Фин.Орг. в целях осуществления задач, возложенных на временную администрацию;

2) обращаться в суд от имени Фин.Орг. с заявлением о признании сделок, совершенных финансовой организацией, недействительными;

3) принимать участие в общих собраниях учредителей Фин.Орг. и заседаниях органов управления без права голоса,

4) получать информацию о деятельности финансовой организации,

5) знакомиться с любыми ее документами.

Временная администрация обязана [п. 2 ст. 183.7]:

1) применять меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) Фин.Орг. в случае приостановления полномочий ее органов управления;

2) контролировать выполнение Фин.Орг-ФЗ)й плана восстановления ее платежеспособности в случае ограничения полномочий органов управления Фин.Орг.;

3) обеспечивать сохранность имущества Фин.Орг.;

4) обращаться в случаях и в порядке, которые установлены законом № 127-ФЗ)ФЗ, в арбитражный суд от имени Фин.Орг. с заявлением о признании ее банкротом;

5) обращаться в контрольный орган с ходатайством об отзыве, аннулировании или о приостановлении действия лицензии Фин.Орг. при наличии соответствующих оснований.

При назначении временной администрации наступают следующие последствия [п. 2 ст. 183.8]: 1 На период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов Фин.Орг. ограничиваются или приостанавливаются решением контрольного органа. 2 С даты назначения временной администрации с приостановлением полномочий исполнительных органов Фин.Орг. прекращается действие доверенностей, в т.ч. безотзывных

При назначении временной администрации наступают следующие последствия [п. 2 ст. 183.8]: 

1 На период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов Фин.Орг. ограничиваются или приостанавливаются решением контрольного органа.

2 С даты назначения временной администрации с приостановлением полномочий исполнительных органов Фин.Орг. прекращается действие доверенностей, в т.ч. безотзывных

Полномочия исполнительных органов Фин.Орг. приостанавливаются в:

1) случае назначения временной администрации в связи с выявлением контрольным органом фактов неисполнения денежных обязательств (п.п. 1 и 2 п. 1 ст. 183.2 закона 127-ФЗ)ФЗ), при отсутствии уведомлений контрольного органа;

2) случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Фин.Орг. плана восстановления ее платежеспособности;.

В случае ограничения полномочий исполнительных органов Фин.Орг. они только с согласия временной администрации вправе совершать сделки которые:

1) связаны с передачей недвижимого имущества Фин.Орг. в аренду, в залог, с внесением в уставный капитал 3-х лиц;

2) связаны с распоряжением иным имуществом Фин.Орг., балансовая стоимость которого составляет более чем 1% балансовой стоимости активов финансовой организации;

3) связаны с получением и выдачей займов (кредитов), уступкой прав требований и переводом долга, прощением долга, новацией, отступным.

В случае приостановления полномочий исполнительных органов на период деятельности временной администрации:

1) полномочия исполнительных органов Фин.Орг. осуществляются временной администрацией;

2) решения иных органов управления Фин.Орг. по вопросам выплаты дивидендов, выкупа либо приобретения размещенных акций или выплаты действительной стоимости доли (пая), одобрения крупных сделок, другие решения вступают в силу после их согласования с временной администрацией;

Со дня назначения временной администрации и до дня

- вынесения решения арбитражного суда о признании Фин.Орг. несостоятельной (банкротом) или

- вступления в законную силу решения арбитражного суда о ликвидации Фин.Орг. либо

- прекращения деятельности временной администрации приостанавливается государственная регистрация сделок, перехода, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, принадлежащее Фин.Орг. на праве собственности или находящееся у нее в залоге

Руководитель Фин.Орг. в случае принятия решения о приостановлении полномочий исполнительных органов в период деятельности временной администрации обязан передать не позднее суток руководителю временной администрации:

-печати и штампы,

-в сроки, согласованные с временной администрацией, бухгалтерскую и иную документацию,

-принадлежащие финансовой организации и вверенные прежнему руководителю материальные и иные ценности.

Не позднее чем через 15 дней с даты назначения временной администрации руководитель Фин.Ор. обязан предоставить:

1)перечень активов должника,

2)бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность за последние 3 года.

Воспрепятствование со стороны руководителя или других работников Фин.Орг. осуществлению функций временной администрации влечет за собой наступление ответственности (ст. 195 УК РФ).

В случае ограничения полномочий исполнительных органов временная администрация еще и [п. 1 ст. 183.10]:

1) участвует в разработке мер по восстановлению платежеспособности и контролирует их реализацию.

2) дает согласие на совершение органами управления Фин.Орг. сделок;

3) обращается в контрольный орган с ходатайством о приостановлении полномочий органов управления Фин.Орг. в случае, если руководитель, другие работники финансовой организации препятствуют осуществлению функций временной администрации.

На основании ходатайства временной администрации о приостановлении полномочий органов управления Фин.Орг. контрольный орган принимает решение о приостановлении полномочий органов управления.

В случае принятия решения о ликвидации Фин.Орг. в период деятельности временной администрации временная администрация осуществляет контроль за деятельностью ликвидационной комиссии (ликвидатора) в порядке, установленном контрольным органом[п. 4 ст. 183.10].

В случае утверждения временного управляющего (процедура наблюдения) временная администрация осуществляет свои функции, за исключением функций, отнесенных к компетенции временного управляющего [п. 5 ст. 183.10].

В случае приостановления полномочий исполнительных органов Фин.Орг. временная администрация осуществляет следующие функции [п. 1 ст. 183.11]:

1) исполняет полномочия исполнительных органов Фин.Орг.;

2) разрабатывает меры по восстановлению платежеспособности Фин.Орг., организует и контролирует их реализацию;

3) выявляет кредиторов Фин.Орг. и размер их требований по денежным обязательствам; 4) принимает меры по взысканию деб. задолженности;

5) выполняет иные функции предусмотренные законом.

В случае приостановления полномочий исполнительных органов временная администрация вправе [п. 2 ст. 183.11]:

1) предъявлять от имени Фин.Орг. иски в суды;

2) отстранять членов исполнительных органов Фин.Орг. от работы и (или) от занимаемой должности;

3) обращаться в правоохранительные органы и суды с заявлением о привлечении к ответственности руководителя Фин.Орг. и (или) членов коллегиального исполнительного органа Фин.Орг.;

4) иметь беспрепятственный доступ во все помещения Фин.Орг.;

5) опечатывать помещения финансовой организации.

В случае принятия решения о ликвидации Фин.Орг. в период деятельности временной администрации или в случае назначения временной администрации ликвидируемой Фин.Орг. временная администрация исполняет обязанности ликвидационной комиссии (ликвидатора).

«Срок деятельности временной администрации и прекращение ее полномочий»

Временная администрация назначается на срок от трех до шести месяцев [п. 1 ст. 183.12]. По ходатайству временной администрации контрольный орган может продлить срок деятельности временной администрации , но не более чем на 3 месяца (до  9 месяцев). Если в период деятельности временной администрации возбуждено дело о банкротстве Фин.Орг., временная администрация осуществляет свои функции до даты утверждения арбитражным судом конкурсного управляющего [п. 2 ст. 183.12].

В случае, если временная администрация исполняет обязанности ликвидационной комиссии (ликвидатора) или контроль за деятельностью ликвидационной комиссии (ликвидатора), временная администрация исполняет свои обязанности до завершения ликвидации финансовой организации или до даты утверждения арбитражным судом конкурсного управляющего.

Временная администрация проводит АФС финансовой организации и не позднее чем через 45 дней представляет в контрольный орган заключение о финансовом состоянии финансовой организации [п. 1 ст. 183.13]

Заключение о финансовом состоянии финансовой организации должно содержать [п. 2 ст. 183.13]:

1)указание на причины возникновения оснований для принятия мер по предупреждению банкротства Фин.Орг.,

2)выводы о возможности или невозможности восстановления ее платежеспособности, а также

3)планируемые финансовой организацией меры по предупреждению ее банкротства.

В случае наличия в заключении вывода о возможности восстановления платежеспособности Фин.Орг., временная администрация представляет в контрольный орган План восстановления ее платежеспособности.

Если по итогам анализа финансового состояния Фин.Орг. временная администрация приходит к выводу о невозможности восстановления платежеспособности, в заключении о финансовом состоянии Фин.Орг. указывается целесообразность подачи заявления о признании финансовой организации банкротом [п. 4 ст. 183.13]:

В течение 10-ти дней с даты получения заключения о финансовом состоянии Фин.Орг. контрольный орган принимает одно из следующих решений:

1) об обращении временной администрации в арбитражный суд с заявлением о признании Фин.Орг. банкротом;

2) о проверке временной администрацией обеспечения исполнения обязательств Фин.Орг. и последующей подготовке мер по предупреждению ее банкротства при наличии документов об обеспечении участниками Фин.Орг. исполнения обязательств Фин.Орг.

Деятельность временной администрации может быть прекращена по следующим основаниям [п. 1 ст. 183.14]:

1) истечение срока полномочий временной администрации, в т. ч. достижение целей ее назначения и решение поставленных задач;

2) досрочное прекращение ее деятельности в соответствии со ст. 183.15 ФЗ-127:

2.1. освобождения руководителя временной администрации от исполнения возложенных на него обязанностей;

2.2. отстранения руководителя временной администрации, к которому применено административное наказание в виде дисквалификации.

Не позднее чем за 10 дней до истечения срока полномочий временной администрации, а также при достижении целей ее назначения временная администрация направляет в контрольный орган отчет о своей деятельности [п. ст. 183.14].

Отчет о деятельности временной администрации должен содержать сведения:

1) о применении мер по предупреждению банкротства,

2) о результатах применения этих мер.

3) заключение о восстановлении или невозможности восстановления платежеспособности Фин.орг.

В течение 10 дней с даты представления отчета контрольный орган принимает решение:

А) о прекращении деятельности временной администрации (если платежеспособность восстановлена) или

Б) об обращении временной администрации в арбитражный суд с заявлением о признании Фин.Орг. банкротом.

В случае подачи в арбитражный суд заявления о признании Фин.орг. банкротом деятельность временной администрации прекращается с даты утверждения арбитражным судом конкурсного управляющего.

В срок, не превышающий 10 дней временная администрация передает конкурсному управляющему:

 -печати и штампы финансовой организации,

-бухгалтерскую и иную документацию,

-материальные и иные ценности.

Вы можете задать любые вопросы лично автору статей во всплывающем окне в правом нижнем углу

а также на электронную почту : mailto@idolgi.ru  с пометкой HELP!