Особенности банкротства отдельных групп юридических лиц

«Особенности банкротства стратегических организаций»

Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:

А) ФГУП и ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ [ст. 190]. 

Б) Организации оборонно-промышленного комплекса - осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа. (Перечень стратегических предприятий и организаций утверждается Правительством РФ и подлежит обязательному опубликованию).

Особенности:

1 Стратегические предприятие считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам , если соответствующие обязательства не исполнены ими в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (для других ЮЛ – 3 месяца, ст. 3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

2 Для возбуждения производства по делу о банкротстве стратегических предприятий принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем 1 млн.рублей (для других ЮЛ – 300 тыс. Рублей) [п. 4 ст. 190].

3 В целях предупреждения банкротства стратегических предприятий Правительство РФ в порядке, установленном федеральным законом и иными актами РФ осуществляет меры, направленные на предупреждение банкротства:

1) организует проведение учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий;

2) проводит реорганизацию стратегических предприятий;

3) осуществляет погашение образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа задолженности бюджета перед стратегическими предприятиями;

4) обеспечивает проведение реструктуризации задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) стратегических предприятий, являющихся исполнителями работ по по гос. оборонному заказу, перед бюджетом и Гос. Внебюд. фондами;

5) содействует достижению соглашения стратегических предприятий с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в т. ч. путем предоставления государственных гарантий.

4 Участвующим в деле о банкротстве стратегических предприятий, признается федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующие стратегические предприятия [ст. 192].

5 Правительство РФ кроме требований, предъявляемых к кандидатуре арбитражного управляющего, установленных ст. 20 и 20.2 Федерального закона, вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятий [ст. 193].

В случае, если первым собранием кредиторов не принято решение о введении в отношении стратегических предприятия одной из процедур банкротства, и не определена СРО АУ, которая представляет кандидатуры АУ, удовлетворяющие определенным собранием кредиторов требованиям, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела о банкротстве стратегических предприятия пределах срока, установленного ст. 51 закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (7 месяцев с даты поступления заявления), и обязывает кредиторов к установленному арбитражным судом сроку принять соответствующие решения [п. 1 ст. 194]

При отсутствии возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст. 51 закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (7 месяцев с даты поступления заявления), арбитражный суд:

1) выносит определение о введении в отношении стратегических предприятия «финансового оздоровления», если имеется ходатайство:

-учредителей (участников) должника,

-собственника имущества должника (унитарного предприятия),

-уполномоченного государственного органа,

-федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой стратегические предприятие осуществляет свою деятельность

при условии предоставления этими лицами обеспечения исполнения обязательств должника, в том числе посредством предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности.

Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов. При этом утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении «Финансового оздоровления» и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года [ст. п.1. Ст. 194];

2) выносит определение о введении «Внешнего управления» в отношении стратегических предприятия при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, предусмотренных настоящей статьей, в случае, если в арбитражный суд представлено заключение федерального органа исполнительной власти о возможности восстановления платежеспособности должника в ходе «Внешнего управления».

При отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства [ст. п.1. Ст. 194].

2 В случае, если первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника - стратегических предприятия банкротом и об открытии конкурсного производства, арбитражный суд может вынести определение о введении «Финансового оздоровления» при условии представления ходатайства учредителей (должника, собственника имущества должника (унитарного предприятия), уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики), и предоставления указанными лицами обеспечения исполнения обязательств.

План внешнего управления в отношении стратегических предприятий не может предусматривать сделки, связанные с:

- продажей предприятия;

- отчуждением или обременением недвижимого имущества;

- распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника,;

- получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также учреждением доверительного управления имуществом должника;

- отчуждением и приобретением акций, долей хозяйственных товариществ и обществ; - заключением договоров простого товарищества.

1 В случае, если первым собранием кредиторов не принято решение о введении в отношении стратегических предприятия или организации одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, и не определена саморегулируемая организация, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих, удовлетворяющие определенным собранием кредиторов требованиям, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела о банкротстве стратегических предприятия или организации в пределах срока, установленного статьей 51 настоящего Федерального закона, и обязывает кредиторов к установленному арбитражным судом сроку принять соответствующие решения. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) При отсутствии возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного статьей 51 настоящего Федерального закона, арбитражный суд:

-выносит определение о введении в отношении стратегических предприятия или организации финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника (унитарного предприятия), уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой стратегические предприятие или организация осуществляет свою деятельность, а также иного третьего лица или третьих лиц при условии предоставления указанными лицами обеспечения исполнения обязательств должника, в том числе посредством предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности. Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов. При этом утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов;

выносит определение о введении внешнего управления в отношении стратегических предприятия или организации при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, предусмотренных настоящей статьей, в случае, если в арбитражный суд представлено заключение федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегические предприятие или организация, о возможности восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления; при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, предусмотренных настоящей статьей, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

2 В случае, если первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника - стратегических предприятия или организации банкротом и об открытии конкурсного производства, арбитражный суд может вынести определение о введении финансового оздоровления при условии представления ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника (унитарного предприятия), уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегические предприятие или организация, а также третьего лица или третьих лиц и предоставления указанными лицами обеспечения исполнения обязательств должника, в том числе посредством предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности. Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до даты проведения первого собрания кредиторов. При этом утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц с даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов. Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 19.07.2009 N 195-ФЗ.

7 Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением государственного оборонного заказа.

8 Внешний управляющий не вправе отчуждать отдельные виды имущества, которые входят в состав имущественного комплекса должника - стратегических предприятий, предназначенного для выполнения работ по государственному оборонному заказу РФ.

9 При продаже предприятия или имущества должника, которые относятся к ограниченно оборотоспособному имуществу, на закрытых торгах в них участвуют только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество.

10 Обязательными условиями конкурса являются обязательства покупателя:

10.1. Обеспечить сохранение целевого назначения указанного имущественного комплекса и имущества мобилизационного назначения должника;

10.2. Выполнять договоры должника, связанные с выполнением работ по государственному оборонному заказу РФ.

11 Российская Федерация имеет право преимущественного приобретения СТРАТЕГИЧЕСКОГО предприятия.

12 К участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица.

13 При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий обязан уведомить об этом собственника изъятого из оборота имущества.

14 Собственник изъятого из оборота имущества принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами в срок не позднее чем 6 месяцев с даты получения уведомления. (14 особенностей для стратегических предприятий)

«Особенности банкротства субъектов естественных монополий»

Монополия (от греч. monopolia, monos - один, poleo - продаю):

1) исключительное право (производства, торговли, промысла и т.д.), принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству;

2) крупное хозяйственное объединение (картель, синдикат, концерн, консорциум и т.д.), находящееся в частной, индивидуальной, групповой или акционерной собственности и контролирующее производство и сбыт продукции.

Понятие «естественная монополия» впервые было применено к ситуации установления контроля за использованием природных (естественных) ресурсов.

Под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товара в условиях естественной монополии.

К регулируемым антимонопольным законом сферам деятельности относятся: - железнодорожные перевозки;

- услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

- услуги по передаче электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по передаче тепловой энергии;

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Особенности:

1 Предприятия - Естественные монополии считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам , если соответствующие обязательства не исполнены ими в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (для других ЮЛ – 3 месяца, ст. 3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)") и если

2 Сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника.

3 В соответствии с требованиями Закона «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», заявление о признании организации-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее пятидесяти тысяч минимальных размеров оплаты труда (5 млн. руб.)и указанные требования не погашены в течение 6 месяцев.

4 Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий.

5 Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии.

6 Имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом.

7 Обязательными условиями договора купли - продажи имущества должника - субъекта естественной монополии являются:

- согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;

- принятие на себя обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;

- наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.

8 При расторжении договора покупателю имущества за счет средств федерального бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку имущества и осуществление за истекший период инвестиций.

9 При расторжении договора имущество подлежит передаче в федеральную собственность.

10 Уполномоченные органы РФ вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем 3-и месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.

«Особенности банкротства градообразующих организаций»

Под градообразующими организациями понимаются такие юридические лица, численность работников которых, с учетом членов их семей, составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта

2 Все положения, касающиеся градообразующих организаций, применяются также к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек [ст. 169].

Особенности:

1 Учитывая возможные социальные последствия ликвидации градообразующих организаций, в соответствии с законом, в деле о банкротстве градообразующей организации, должен участвовать соответствующий орган исполнительной власти (могут быть привлечены и Федеральный орган исполнительной власти и исполнительный орган субъекта РФ) [ст. 170].

2 По ходатайству органов исполнительной власти арбитражный суд может ввести внешнее управление в отношении должника градообразующей организации даже в том случае, когда собрание кредиторов проголосует за признание должника банкротом и открытие конкурсного производства.

(Однако в этом случае, представляя ходатайство, соответствующие органы должны дать поручительство по обязательствам должника и тем самым взять на себя обязанность нести субсидиарную ответственность перед его кредиторами) [ст. 171]

3 Орган местного самоуправления, или привлеченный федеральный орган исполнительной власти, или орган исполнительной власти субъекта РФ, представившие поручительство по обязательствам должника, определяет требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляет их в СРО АУ.

4 Поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами [ст. 171]. 5 Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на 1 год при наличии ходатайства органов исполнительной власти РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.

Под «Поручительством» понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение должником всех его денежных обязательств перед конкурсными кредиторами, обязательств о выплате выходных пособий, об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, а также обязанности по уплате обязательных платежей [ст. 173].

Поручительство по обязательствам должника предоставляется арбитражному суду в письменной форме. В заявлении о поручительстве должны быть указаны:

- сумма обязательств должника перед кредиторами и

- сумма обязательств по уплате обязательных платежей;

- график погашения задолженности [п. 2 ст. 173].

Нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов обладающих 33% всех требований к должнику, может служить основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления или внешнего управления, признания должника банкротом.

«Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций»

Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, её первичную и последующую (промышленную) переработку и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных организаций доля от реализации сельскохозяйственных товаров составляет не менее чем 50% за календарный год.

Особенности:

1 Сельскохозяйственная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если соответствующие обязательства не исполнены ею в течение 6 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

2 Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если предварительно проведено финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации и требования кредиторов по денежным обязательствам и об оплате обязательных платежей в совокупности составляют не менее 500,0 тысяч рублей.

3 При банкротстве сельскохозяйственной организации лицами, участвующими в деле о банкротстве должника – признаются и органы местного самоуправления по месту нахождения должника.

4 Обязанность по обращению в арбитражный суд с заявлением должника возникает у руководителя должника – сельскохозяйственной организации в случае обращения взыскания на должника по истечении не более 30 дней с даты получения должником соответствующего постановления судебного пристава-исполнителя.

5 Арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве сельскохозяйственной организации, должен:

- не иметь фактов отстранения его от исполнения обязанностей в связи с ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей арб. Управляющего;

-не иметь фактов привлечения его к административной ответственности за правонарушения в сфере законодательства о несостоятельности (банкротстве);

- иметь высшее юридическое или экономическое, или высшее сельскохозяйственное образование;

6 Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводиться на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учётом времени, необходимого для реализации произведённой сельскохозяйственной продукции.

7 Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится, при наличии ходатайства:

- должника или;

- собственника имущества или;

- органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ или органа местного самоуправления муниципального района, где зарегистрирована организация должника.

8 В случае, если в ходе финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями скота или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, то срок финансового оздоровления может быть продлен на 1 год при условии изменения графика погашения задолженности в порядке, предусмотренном статьей 85 настоящего Федерального закона".

9 Арбитражный управляющий выставляет на продажу на торгах единый производственно-технологический комплекс сельскохозяйственной организации или его часть. 10 В случае если сельскохозяйственная организация или её часть не было продано в течение трех месяцев со дня выставления их на продажу, арбитражный управляющий выставляет на торги отдельные виды имущества должника.

Вы можете задать дюбые вопросы лично атвтору статей во всплывающем окне в правом нижнем углу

а также на электронную почту : mail@idolgi.ru  с пометкой HELP!