ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О БАНКРОТСТВЕ 26-30

Вопрос 26: Формирование реестра требований кредиторов. Нормативные правовые акты и федереальные стандарты, регулирующие формирование реестра требований должника.

Общие правила ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов: реестр требований кредиторов (далее - реестр) представляет собой единую систему записей о кредиторах, содержащих следующие сведения:1) фамилия, имя, отчество, паспортные данные - для физического лица; 2) наименование, место нахождения - для юридического лица; 3) банковские реквизиты (при их наличии);4) размер требований кредиторов к должнику; 5) очередность удовлетворения каждого требования кредиторов; 6) дата внесения каждого требования кредиторов в реестр; 7) основания возникновения требований кредиторов; 8) информация о погашении требований кредиторов, в том числе о сумме погашения; 9) процентное отношение погашенной суммы к общей сумме требований кредиторов данной очереди; 10) дата погашения каждого требования кредиторов; 11) основания и дата исключения каждого требования кредиторов из реестра.

Оформление реестра: арбитражный управляющий ведет реестр на русском языке, используя бумажный и электронный носители (при несоответствии между записями на бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном носителе). В реестре размер требований кредиторов указывается в руб. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр. Структура реестра: реестр состоит из первого, второго и третьего разделов, содержащих сведения о требованиях кредиторов соответственно первой, второй и третьей очереди. Первый и второй разделы реестра, представляющие собой сброшюрованные и пронумерованные тетради, страницы которых подписаны арбитражным управляющим, включают сведения о требованиях кредиторов соответственно первой и второй очереди. При этом в первом и втором разделах реестра указываются сведения о соответствующих записях в третьем разделе реестра, касающихся требований кредиторов третьей очереди по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, права требования по которым возникли после соответствующих требований кредиторов первой и второй очереди. Третий раздел, состоящий из четырех частей, представляющих собой сброшюрованные тетради, пронумерованные страницы которых подписаны арбитражным управляющим, включает сведения о требованиях кредиторов третьей очереди.

Решение арбитражного управляющего об отказе кредитору во внесении его требований в реестр может быть обжаловано кредитором в судебном порядке. Запись в реестр вносится в день поступления определения арбитражного суда о включении соответствующих требований в реестр или в день вынесения решения (представления) арбитражного управляющего. В случае если определение арбитражного суда о включении требований кредитора в реестр поступило к арбитражному управляющему в день проведения собрания кредиторов до окончания регистрации участников собрания, соответствующая запись в реестр вносится до окончания регистрации на собрании кредиторов. Каждое изменение в записи должно содержать указание на основание для внесения изменения и подпись арбитражного управляющего. Арбитражный управляющий хранит до окончания производства по делу реестр, судебные акты, устанавливающие состав, размер и очередность погашения требований кредиторов, и решения (представления) арбитражного управляющего по требованиям о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Анализ финансового состояния должника. Определение возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. Обоснование целесообразности введения последующей процедуры банкротства в отношении должника.

Норматиивные акты : 127 ФЗ, Указание Банка России от 25.02.2019 № 5079-У.

Вопрос 27 Анализ финансового состояния должника. Определение возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. Обоснование целесообразности введения последующей процедуры банкротства в отношении должника.

Цели анализа финансового состояния должника: 1) определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим( на основании бухгалтерской и финансовой отчётсноти, подтверждённой аудитором, при отстутствии данных доков нинимается аудтор за счёт должника) ; 2) определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены Федеральным законом.

В соответствии с «Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа» данный анализ проводится арбитражным управляющим в целях: -а) подготовки предложения о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника и обоснования целесообразности введения в отношении должника соответствующей процедуры банкротства; -б) определения возможности покрытия за счет имущества должника судебных расходов; -в) подготовки плана внешнего управления; -г) подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении процедуры финансового оздоровления (внешнего управления) и переходе к конкурсному производству; д) подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Документы для финансового анализа: -а) статистической отчетности, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков; -б) учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций; -в) положения об учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной и производственной структур; г) отчетности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений; -д) материалов налоговых проверок и судебных процессов; -е) нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника.

Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, осуществляет обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур

Вопрос 28 Выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства должника. Нормативные правовые акты и федеральные стандарты, регулирующие проведение финансового анализа и выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.

При проведении арбитражным управляющим проверки за период не менее 2 лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также за период проведения процедур банкротства (далее - исследуемый период) исследуются: -а) учредительные документы должника; -б) бухгалтерская отчетность должника; - в) договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы о финансово-хозяйственной деятельности должника; -г) документы, содержащие сведения о составе органов управления должника, а также о лицах, имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия; - д) перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также перечень имущества должника, приобретенного или отчужденного в исследуемый период; е) список дебиторов (за исключением организаций, размер долга которых составляет менее 5% дебиторской задолженности) с указанием размера дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом); ж) справка о задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами с указанием раздельно размеров основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) и на последнюю отчетную дату, предшествующую дате проведения проверки; з) перечень кредиторов должника (за исключением кредиторов, размер долга которым составляет менее 5 процентов кредиторской задолженности) с указанием размера основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и срока наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 2 лет до даты подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом); и) отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, аудиторские заключения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управления должника; к) сведения об аффилированных лицах должника; л) материалы судебных процессов должника; м) материалы налоговых проверок должника; н) иные учетные документы, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность должника.

Проведение фин. анализа регулируется : - 127 ФЗ; - Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 № 16 « Об утверждении методических указаний по проведению финансового состояния организации;  - Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 № 367 « Об утверждении правил проведения арбитражными управляющими финансового анализа»; - Постановление Правительства РФ от 21.04.2006 № 104 «О группировке объектов в соответствии с угрозой банкротства для стратегически важных объектов; - Методика расчета показателей финансового состояния сельскохозяйственных производителей. Постановление Правительства РФ от 30.01.2003 г. № 52 «О реализации ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Выявление признаков преднамеренного банкротства регулируется постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 855 Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства 

Вопрос 29: Первое собрание кредиторов. Созыв, компетенция первого собрания. Нормативные правовые акты и федеральные стандарты, регулирующие порядок проведения собрания кредиторов. Решение первого собрания кредиторов.

Первое собрание кредиторов- важнейший элемент дела о банкротстве, который судьбу должника. Собрание проводится в процедуре наблюдения и созывается по общему правилу врем.упр., который определяет дату , уведомляет лиц, имеющих право на участие, и осуществляет иные организационные действия по его проведению.

 в случае, если АУ не провел первое собрание кредиторов, любой из кредиторов (группа кредиторов), чьи требования составляют более 10% от внесенных в реестр требований, может опровести 1-е собрание кредиторов. Исходя из п. 3 ст. 14 127 ФЗ, собрание кредиторов по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов проводится АУ не позднее чем в течение 3-х недель с даты получения АУ требования комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов о проведении собрания кредиторов. Главный вопрос первого собрания кредиторов является определение периода, в течение которого оно должно быть проведено. Несмотря на то, что данный вопрос имеет большое значение, в Законе однозначно не указано, начиная с какого момента такое собрание можно проводить. Есть лишь указание на то, что первое собрание кредиторов должно быть проведено не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения.

Для выявления критериев, на основании которого можно было бы определить дату проведения первого собрания кредиторов, необходимо обратиться к ст. 72 127 ФЗ. Нужно учитывать 2 п.: - 1) для участия в первом собрании кредиторов АУ уведомляет всех выявленных конкурсных кредиторов и уполномоченные органы; 2) участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в порядке и в сроки, которые предусмотрены законом, и внесены в реестр требований кредиторов.

Основной вопрос, подлежащий разрешению на первом собрании кредиторов- судьба должника: кредиторы принимают решение о целесообразности введения той или иной процедуры банкротства. На первом собрании кредиторов решаются вопросы: - 1) об образовании комитета кредиторов;  - 2) об объеме полномочий, которыми данный орган наделяется, и иные вопросы, связанные с его формированием; 3) вопросы, касающиеся кандидатуры АУ; 4) установления размера и порядка выплаты ему вознаграждения; 5) заключение мирового соглашения; 6)выбора реестродержателя, и некоторые другие. Анализ ст. 75 127 ФЗ говорит, что: 1) только решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления является обязательным для суда (при этом данное решение должно соответствовать требованиям п. 1 ст. 74 Закона о банкротстве, в противном случае оно не может быть утверждено; 2) решения о введении внешнего управления или конкурсного производства могут быть пересмотрены судом; 3) в случае если первое собрание кредиторов не приняло решение о введении какой-либо процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а семимесячный срок для рассмотрения дела в АС истек, суд может ввести любую из возможных процедур: финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство (при наличии оснований для введения соответствующей процедуры).

Вопрос 30. Окончание наблюдения

Введением фин.оздоровления, внеш.упр., признания АС должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

АС на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении фин.оздоровления или внеш.упр., либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

При отсутствии возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного статьей 51 127 ФЗ, АС: - 1) выносит определение о введении фин.оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного гос.органа, а также  третьих лиц, при условии предоставления достаточного обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20%. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем 1 мес. после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов; - 2) при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, предусмотренных настоящей статьей, выносит определение о введении внешнего управления, если у арбитражного суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена; - 3) при наличии признаков банкротства, установленных законом, и при отсутствии оснований для введения фин.оздоровления и внеш.упр., предусмотренных настоящей статьей, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Если первым собранием кред. принято решение об обращении в АС с ходатайством о введении внеш.упр. или признании должника банкротом и открытии конкурс. произв.. АС может решить ввести фин.оздоровление, при условии ходатайства собственников ( участников) и предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения. Сумма гарантии долна быть на 20% больше обязательств  и тд. ( см п.1) 

Если адм., внеш. или конкур. упр.  не был утвержден, то АС возлагает его функции на внременн. упр до избрания соответсвующего управляющего.