Управление дебиторской задолженностью задолженность в России проблемы и перспективы.

Дебиторская задолженность   - это сумма долгов предприятию со стороны контрагентов.данного предприятия.

Вопрос дебиторской задолженности и как следствие управления  дебиторской задолженностью  настоящее время для большого количества предприятий, осуществляющих экономическую деятельность в РФ остаётся остроактуальным, что подтверждается тем фактом, что в структуре оборотных средств предприятий на дебиторской задолженность приходится более половины.

Данная проблема актуальна постольку, поскольку обездвиживает большую чать оборотных активов предприятия и не позволяет организации потратить их на новый производственный цикл.В тоже время рассрочка в оплате поставленных контрагенту товара является как преимуществом в конкурентной борьбе, так и давно устоявшейся практикой. Исходя из вышесказанного можем сделать вывод , что соблюдение здорового баланса между интересами покупателей и развитием предприятия и представляет собой суть управления дебиторской задолженностью.

В России, проблема дебиторской задолженности приобретает дополнительную остроту вследствие того факта, что при оплате налога на добавленную стоимость за прошедший отчётный период, организация обязана отталкиваться от стоимости отгруженной продукции, вне зависимости от ее оплаты контрагентами, что может привести к ситуации когда предприятию не достаёт средств на оплату начисленных налогов, что в свою очередь грозит штрафами и пенни. 

Наиболее актуальные вопросы и проблемы в управлении дебиторской задолженностью можно описать как: 

- несвоевременность получения и обработки данных о состоянии задолженности.

- недостаток технических условий и регламента работы с задолженностью, а также отсутствие прозрачных критериев оценки КПД сотрудников занятых в данной сфере.

- отсутствие правил документооборота при оценке задолженности

-  плохое взаимодействие по вопросу задолженности различных отделов внутри одной организации.

- отсутствие проверки платежеспособности контрагента.

Проанализировав основные проблемы по контролю и управлению дебиторской задолженностью, мы приходим к выводу что решения большей их части ( своевременность анализа, четкие критерии оценки уровня задолженности, принятие единых форм отчетных документов, внедрение эффективных схем взаимодействия между подразделениями, обязательная проверка при коммерческом кредитовании) позволит значительно снизить вероятность возникновения критической суммы дебиторской задолженности. 

Несвоевременность получения данных о задолженности обычно бывает вызвана возложением данной обязанности на сотрудников не имеющих достаточной подготовки и как следствие не корректно выполняющих данную функцию, а также из-за отсутствия на предприятии необходимых пакетов программ для ПК.

Отсутствие документооборота, готовых форм и шаблонов отчетных документов характерно для не больших предприятий, в которых руководство не считает нужных затрачивать ресурсы на их внедрение. Следствием чего является увеличение времени на оценку, конфликтам в коллективе и повышенным риском появления ошибок в оценке.

Отсутствие платежеспособности тесно перекликается с традиционными российскими проблемами , такими как  : 

- закрытость и общий , традиционно низкий уровень, бухгалтерской отчетности, особенно у мелких и средних предприятий

- полное отсутствие в предприятиях  сотрудников способных к грамотному финансовому анализу на основе современных методик.

- фактор времени, выливающийся в риск потери заказчика в период финансового анализа его платежеспособности.

Также на изучаемую проблему накладывается отставание в совершенствование законодательной базы, прежде всего со стороны МинФина.С одной стороны, приказом министерства за номером 186H от 24 декабря 2010 года хозяйствующим субъектам предписывается создавать финансовые резервы по сомнительным активам, если дебиторская задолженность признана сомнительной. Сомнительная задолженность - задолженность не выплаченная в сроки оговоренные в договоре и при этом не обеспеченная гарантиями. Что в свою очередь грозит повышенным вниманием со стороны ИФНС с возможными финансовыми потерями. Резерв должен формироваться по долгу каждого сомнительного плательщика в отдельности, в соответствии с анализом его платежеспособности. Но в то же время, в указанном приказе отсутствуют универсальные и единообразные методы проверки , что ставит результат анализа почти в полную зависимость от квалификации и опыта сотрудника, осуществляющего данную функцию, что безусловно негативно влияет на объективность оценки и возможность проверки эффективности его анализа.

Проанализировав объективные стороны проблемы и причины их возникновения мы имеем возможность указать на способы их решения. К указанным способы можно отнести: 

- как можно большее вытеснения из процесса анализа субъективного, в т.ч. человеческого фактора, как можно шире автоматизировав процесс анализа.

- увеличение эффективности работы сотрудников , что может обеспечиваться как можно большей унификацией и разработке единого регламента оценки.

- внедрение единого механизма оценки эффективности работы сотрудников данного направления, что в свою очередь позволит более эффективно мотивировать работников, качественно выполняющих данную функцию, и отсеивать тех, кто с ней не справляется в должном объёме.

- внедрение и унификация методики анализа платежеспособности получателей коммерческого кредита, а вообще самой его эффективности и необходимости в каждой конкретной сделке купли- продажи, что в свою очередь требует:

- постоянного совершенствования законодательства в области анализа и методик оценки и управления дебиторской задолженностью.

Подведем итог: Решению проблемы роста дебиторской задолженности можно решить только совокупностью мер , среди которых  работа правительства по совершенствованию законов, дальнейшая можно большая автоматизация расчетов, подготовка и достаточная мотивация кадров, внедрение прозрачных и понятных методик оценки задолженности и эффективности работы по её анализу а также использования в процессе анализа единых форм отчетных документов.